- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ ПО ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ КЛАССАМ С УЧЕТОМ ИХ СПОСОБНОСТЕЙ
- (streaming) - форма организации в школах, где ученики группируются в соответствии с их способностями. Эта форма дифференциации была и все еще остается общей чертой школ Великобритании, хотя существует множество ее разновидностей. Имеются также некоторые основания предполагать, что по крайней мере в начальных школах она распространена теперь намного меньше (Рид, 1986). Подобная практика почти уникальна. Она считается незаконной в Норвегии, была отменена в Советском Союзе и не используется в США или Франции.
Распределение учеников по параллельным классам покоится в основном на двух простых убеждениях: поскольку дети несомненно разнятся по своим способностям, их лучше обучать в классах с детьми сходных способностей; в таких классах лучше или легче преподавать. Напротив, классы со смешанными способностями, как полагают, препятствуют обучению и способных, и слабых детей и затрудняют преподавание. Литература по социологии образования переполнена исследованиями о характере подобного процесса и о его последствиях для успехов детей в образовании.
Дети распределяются по разным потокам на основе стандартизированных тестов по английскому языку. Арифметические тесты и тесты на КИ (см. Коэффициент интеллекта), хотя и обладают некоторым весом, подвержены субъективным оценкам преподавателей. Значительное число исследователей считает, что данная практика, кажется, благоприятствует детям с определенными предписанными характеристиками, особенно с принадлежностью родителей к социальным классам (Дуглас, 1964). Другие видят в ней социальную, а также академическую дифференциацию, при которой учителя вольно или невольно отличают учеников в соответствии с восприятием их социально-классового происхождения (Баркер Ланн, 1970). Это ведет к "скрытому" распределению учеников как в распределенных, так и в нераспределенных классах.
Распределение учеников по параллельным классам с учетом их способностей оказывает значительное влияние на жизнь школы и поступки детей, позволяя самореализоваться, но также укрепляя социально-классовые различия, структуры ученической дружбы и развитие неформальных культур (Харгривс, 1967; Лейси, 1970).
Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.